Неткон: семинар для сетевых авторов

Объявление

Что это? Семинар для сетевых авторов. Те, кто пишет не в стол, а в сеть, присоединяйтесь! У нас теплая и конструктивная атмосфера, общие интересы. Зачем это? Мы будем обсуждать вопросы, которые вас наверняка волнуют. Как найти своего читателя? Как читателю найти вас? Кому интересно то, что вы умеете? Как вообще писателю быть в сети? Что станет с авторским правом? Список можно продолжать. Мы пообщаемся с теми, у кого это получается хорошо. Мы познакомимся с сетевыми издательствами. В конце концов, мы планируем встретиться в реале. И, конечно, найдем время и место для обсуждения текстов, своих и чужих, полезных мероприятий, сравнения разных площадок в сети. У вас наверняка есть знания, которых нет у нас, а у нас — те, которых нет у вас, поэтому выгода очевидна. Наша основная фишка — продвижение плодов своего творчества. Как, кому, зачем, где? Этот проект новорожденный, поэтому ему пригодятся любые усилия, знания и умения участников. А участникам пригодится обмен опытом, интересные ссылки, которых мы наберем много, и другие вещи, которые в одиночку можно собирать по просторам сети очень долго.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неткон: семинар для сетевых авторов » Сетевая литература » Миры и их обитатели


Миры и их обитатели

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Я вот о чем хочу поговорить.
Тут и серии книг "Миры таких-то и таких-то", и фанфикшен с каноном и фаноном, и вообще книги с толпами фанатов. Мир, который читатели (а иногда и писатели-последователи) разделяют с автором, объединяет огромное количество народу.
Это значит, что книга всколыхнула многих, что искусство автора заставило так ощутить на лице дыхание чуждого мира, что он стал почти своим. И это объединяет. Как друзей объединяют общие воспоминания до такой степени, что достаточно одному из компании сказать "кодовое слово", как все начинают смеяться, вспомнив одно и то же.
Это стремление продлить радость общения с любимым миром, раздвинуть рамки общения шире, чем установил их в книге автор. Но иногда это играет с авторами и читателями забавную шутку. Часто им уже не надо развернутых описаний. Скажешь "Феанор" или "дроу" - и все уже ждут определенных вещей. Напишешь "Сталкер Вася достал бластер и давай мочить чупакабру" - и всем уже переживательно, они же помнят, что Вася отличный парень, а чупакабра - страшный монстр.
А со стороны текст может смотреться совсем иначе. Он может казаться плоским или непонятным. А может  показаться кому-то интереснее оригинального произведения - например, потому, что стиль автора живее, или непонятных имен меньше.
Но главное - такие миры создают собственное информационное поле. Такое, в котором уже сложился собственный сленг, собственные представления, собственный набор точек зрения, противоречия между которыми не понять с наскока и со стороны.
Вам не кажется, что все это действительно напоминает сложившуюся компанию друзей, только "друзья" могут даже не знать друг друга. А главное - что хорошего можно взять из этого явления для себя, коль оно уже сложилось и есть?

0

2

Интересно, а можно ли назвать фанфиками такие произведения:
Т. Манн "Иосиф и его братья"
А. Куприн "Суламифь"
А. Риплей "Скарлетт"
Г.Л. Олди "Черный баламут"
Н Васильева "Черная книга Арды"
И вообще - в чем разница между фанфиком, и произвеедением "по мотивам"? И есть ли она?

+1

3

У Васильевой, как по мне, очень своя Арда, но если мы начнем это обсуждать, получится оффтопик, и длинный, как у слона хобот.
Но мне лично думается, что произведение по мотивам должно очень иначе интерпретировать собственно мотивы, а фанфик - просто встраивается в мир автора, никак его особенно не перерабатывая, просто чтобы показать "еще кусочек". Не интерпретация, а дописывание, еще немножко в копилку. Именно этого от фанфика ждут читатели во многих случаях - чтобы было им в уже готовую картину мира и не нарушало ее.
Хотя произведение по мотивам Библии может существенно оскорбить чувства верующих и вызвать судебные процессы, а не только драку на форуме, поэтому моя классификация может быть и надуманной. Но ИМХО прошу принять к свдению :)

0

4

Юлия Riweth

Юлия Riweth написал(а):

произведение по мотивам должно очень иначе интерпретировать собственно мотивы, а фанфик - просто встраивается в мир автора, никак его особенно не перерабатывая, просто чтобы показать "еще кусочек".

интересная мысль, на самом деле. Но если ей следовать, то половина существующего, скажу так, нормального по качеству фанфикшена попадет в категорию "по мотивам". Потому что кому-то интересно прописать пропущенную автором (или вообще им незапланированную) сцену, но многие сочиняют и досочиняют свое.

Я бы предложила такой вариант: если в качестве рабочего материала используется непосредственно созданный другим автором мир, герои и сюжет (последнее не обязательно), то речь идет о фанфике. То есть кто-то придумал во что играть, а я дальше играю. Это может быть картиночная сцена просто потому что мне нравятся герои или же навороченный оригинальный сюжет, но в мире и(или) с героями, которых я заимствую (беру поиграть).
Если же автор создает собственный мир, собственных героев, но использует в нем, скажем, отсылки к сюжету или еще каким-то элементам чужого произведения, то это по мотивам. Иными словами, написать условное продолжение "Войны и мира" - фанфик, а роман о герое, напоминающем (и автор это не скрывает) Болконского, или рассказ про войну орков и гномов на основе сюжетной раскладки Толстого - по мотивам. Таким образом, фильм "Хоббит" - фанфик с ООС, а мушкетеры с летающими кораблями - по мотивам.

0

5

Хвост дракона написал(а):

интересная мысль, на самом деле. Но если ей следовать, то половина существующего, скажу так, нормального по качеству фанфикшена попадет в категорию "по мотивам". Потому что кому-то интересно прописать пропущенную автором (или вообще им незапланированную) сцену, но многие сочиняют и досочиняют свое.

Видите ли, я как раз не вижу никакого противоречия в том, что некоторые вещи, которые считаются фанфикшеном или начинались как фанфикшен, в итоге стали произведением по мотивам. При этом другие люди могут относить их к фанфикшену - любая классификация же штука условная, и во многом она в глазах классифицирующего, понимаете? И иногда то, куда это относит автор, и куда оно в итоге относится по моему мнению - разные вещи, автор ничего мне не должен за это, не обязан менять свое мнение, но вот я так вижу.

Хвост дракона написал(а):

Я бы предложила такой вариант: если в качестве рабочего материала используется непосредственно созданный другим автором мир, герои и сюжет (последнее не обязательно), то речь идет о фанфике. То есть кто-то придумал во что играть, а я дальше играю. Это может быть картиночная сцена просто потому что мне нравятся герои или же навороченный оригинальный сюжет, но в мире и(или) с героями, которых я заимствую (беру поиграть).
Если же автор создает собственный мир, собственных героев, но использует в нем, скажем, отсылки к сюжету или еще каким-то элементам чужого произведения, то это по мотивам. Иными словами, написать условное продолжение "Войны и мира" - фанфик, а роман о герое, напоминающем (и автор это не скрывает) Болконского, или рассказ про войну орков и гномов на основе сюжетной раскладки Толстого - по мотивам. Таким образом, фильм "Хоббит" - фанфик с ООС, а мушкетеры с летающими кораблями - по мотивам.

Можно и так

Еще пример. Вот есть такой проект "Метро 2033". Автор написал, если мне не изменяет память, две книги. Остальное - последователи, взявшие мир "поиграть". Причем мне кажется, что серия изначально это предполагала. По вашей классификации, там есть и фанфикшен, и произведения по мотивам (что-то издавалось, что-то нет). Есть просто зарисовка "все прячутся в метро, началась ядерная война, тыдыщ-бабах, а теперь нам надо жить точка". А есть полноценные повести о выживании общин или странствии героев - с завязкой, кульминацией, развязкой, с изменением героя по ходу, или просто с бешеными гонками по вертикали. Качество у всего этого тоже разное. Но вот и такое явление есть.

0

6

Юлия Riweth написал(а):

А со стороны текст может смотреться совсем иначе. Он может казаться плоским или непонятным.

Это очень махровое ИМХО, но это не недостаток фанфика как жанра, а недостаток автора.
Сейчас довольно много сериалов снимаются по принципу одна серия = одна история. Бывают исключения, так называемые "арки", когда сюжет продолжается из серии в серию. Но в принципе, сериалы строят так, чтобы зритель мог посмотреть любую серию - и понять большую её часть. Да, тот, кто смотрит с начала, безусловно, поймёт больше и иначе. Но и у случайного зрителя при грамотном построении серии не останется впечатления "ничего не понимаю, кто все эти люди".
Имхо, это же верно для хорошего фанфика. Если его можно читать-как-оридж, то это грамотно построенный фанфик. Безусловно, те, кто знает канон, поймут больше и иначе :). Безусловно, бывают исключения, когда фанфик пишется такой, что обязательно нужно знать канон для понимания (но, кстати, даже такие иногда люди читают-как-оридж и им вполне нравится). Но в принципе объёмность и доступность мира - это зависит, имхо, исключительно от таланта автора. Если автор, у которого фанфики получаются плоскими или непонятными непосвящённым, берётся писать что-то своё, крайне редко оно выходит качественно лучше. А если хороший автор берёт поиграть чужих героев (ну вот если судьба сложилась так, что моего героя придумал кто-то другой :)), то и фанфик будет конфеткой.

Отредактировано Селена (2013-05-24 23:16:38)

0

7

Интересно, чем повесть Куприна про черную и прекрасную Суламифь может оскорбить чувства верующих))) Классная же штука, имха)

Но в принципе я думаю, что фанфик - это рассказ, привязанный к герою, а "по мотивам" - это уже развтие сюжетной линии, которая в оригинальном произведении может быть боковой или второстепенной. Или - одной из многих.

0

8

nolofinve написал(а):

"по мотивам" - это уже развтие сюжетной линии, которая в оригинальном произведении может быть боковой или второстепенной. Или - одной из многих.

Хм... Я бы это тоже назвала фанфиком. Поскольку основа - в оригинальном произведении, эта линия там уже есть.
Мне кажется, чтобы назвать что-то "произведением по мотивам", оно должно содержать лишь аллюзии, отсылки или иметь некоторое узнаваемое сходство, но не содержать конкретных сюжетных линий или героев первоначального произведения "как есть".
Но я подозреваю, что это различие сложно формулировать из-за того, что экранизации с некоторыми отступлениями от канона принято называть "по мотивам", хотя это по современной классификации скорее фанфики :).

0

9

nolofinve написал(а):

Интересно, чем повесть Куприна про черную и прекрасную Суламифь может оскорбить чувства верующих))) Классная же штука, имха)

Мне кажется, верующие как-то нежнее относятся к умершим авторам. Хотя вообще там же ничего плохого нет, я не слышала, чтобы эта повесть кого-то оскорбляла. Зато она ужасно расстроила меня в школьном возрасте.

Селена написал(а):

Мне кажется, чтобы назвать что-то "произведением по мотивам", оно должно содержать лишь аллюзии, отсылки или иметь некоторое узнаваемое сходство, но не содержать конкретных сюжетных линий или героев первоначального произведения "как есть".
Но я подозреваю, что это различие сложно формулировать из-за того, что экранизации с некоторыми отступлениями от канона принято называть "по мотивам", хотя это по современной классификации скорее фанфики :).

Вот мне тоже нравится такая формулировка. А экранизации я бы вообще тут не рассматривала, потому что это очень отдельная кухня - сценарий по книге или пьеса по книге.
И, Селена, я бы не назвала фанфиком любое произведение по старинным эпосам/легендам/религиозным текстам. Просто потому, что там герои обычно прописаны совсем иначе, и автор, беря религиозный, например, сюжет, наполняет его совершенно своим содержанием. Так что это как раз мотивы, даже если повесть будет вот as it про Адама, Еву и яблоко.

0

10

Юлия Riweth написал(а):

И, Селена, я бы не назвала фанфиком любое произведение по старинным эпосам/легендам/религиозным текстам. Просто потому, что там герои обычно прописаны совсем иначе, и автор, беря религиозный, например, сюжет, наполняет его совершенно своим содержанием. Так что это как раз мотивы, даже если повесть будет вот as it про Адама, Еву и яблоко.

А тут такой момент. Эпосы, легенды и религиозные тексты, имхо, относятся к особому пласту произведений. Это не рассказ про конкретных героев или конкретный сюжет. Это собирательность, глобализация, иносказательность и так далее. И автор, даже вроде бы развивая тот же сюжет, имеет дело не с сюжетом, а со смыслом, и даже взяв того же героя, имеет дело не с героем, а с символом. Поэтому там достаточно проблематично написать фанфик, я бы даже сказала, что человек, у которого получится лишь фанфик, не обладает глубоким внутренним миром, раз сумел взять лишь образ, но не наполнил его смыслом.
Иногда эта грань очень тонка. Например, я пишу детство и юность героя, показанного мне в каноне уже взрослым человеком. Да, я сама задаю сюжет и наполняю образ новым содержанием - но это фанфик, тем не менее, потому что моя задача - дополнить содержание, показать новые грани, но не давать принципиально иную трактовку, иначе пропадёт смысл. Точнее, тогда это будет совершенно иное произведение, но как фанфик - это фейл, а до "по мотивам" может не дотянуть, если изначально это не заложено авторским замыслом.

0

11

Селена написал(а):

но как фанфик - это фейл, а до "по мотивам" может не дотянуть

Опять же, я не вижу ничего страшного в существовании произведений, которые нельзя стопроцентно отнести к тому или другому. Если произведение неплохое - пусть живет, оно пишется же для читателей, а не для литературоведов.

0

12

Юлия Riweth  В каком смысле повесть расстроила - очень понравилась или наоборот?)

0

13

Очень НЕ понравилась. А чего он такой вот это вот?? А чего он ваще? Я в шестнадцать лет была очень трепетная фиялка, и написала про этого вашего Соломона обличительное сочинение на уроке литературы.

0

14

Юлия Riweth написал(а):

Если произведение неплохое - пусть живет, оно пишется же для читателей, а не для литературоведов.

Мне кажется, это редкость, когда неудавшаяся задумка не оставляет впечатления "что-то тут не то". Но если получилось - конечно, чего тогда заморачиваться жанрами :).

0

15

Борхес вообще говорил, что в мире существуют только четыре истории. А европейская литература, в принципе, — один сплошной фанфик по Библии. Имеет ли это значение, если произведение поднимает важные темы, существенные вопросы, если в нем есть и стиль, и уместность?

Невторичны в литературном плане только мифы, именно поэтому они плоские и двумерные: под ними нет никакого второго-третьего смысла, это голый набор архетипов, еще никак не отягощенных и не зашифрованных цивилизационными напластованиями.

0

16

Lempi написал(а):

Имеет ли это значение, если произведение поднимает важные темы, существенные вопросы, если в нем есть и стиль, и уместность?

В этом случае вообще мало что имеет значение. Хорошие произведения имхо вообще всегда перерастают свой жанр

0


Вы здесь » Неткон: семинар для сетевых авторов » Сетевая литература » Миры и их обитатели